Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница

268 С началом индустриализации спорадический вывоз антиквар-
ных и художественных ценностей превратился в массовый экс-
порт. Долгие годы эта тема в СССР была табу. Первое обширное
исследование по ней появилось на Западе (Robert С. W. Russian
Art and American Money, 1900-1940. Cambridge, 1980). В годы
перестройки вслед за первыми небольшими, но важными публи-
кациями А. Мосякина («Продажа». Огонек. 1989. № 6-8) вы-
шли в свет исторические исследования и сборники документов.
См.: Васильева О.Ю., Кнышевский П.Н. Красные конкистадоры;
Проданные сокровища России. М., 2000; Пиотровский Б.Б.
История Эрмитажа. Краткий очерк. Материалы и документы.
М., 2000; Эрмитаж, который мы потеряли. Документы
1920-1930 гг. СПб., 2001; Жуков Ю.Н. Сталин: операция
«Эрмитаж». М., 2005; Osokina Е.А. «Operation Duveen Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница» //
Treasures into Tractors: The Selling of Russia's Cultural Heritage,
1917-37. Odom A. and W. Salmond eds., Idyllwild, CA, 2008; idem.
De l'or pour l'industrialization. La vente d'objets d'art par l'URSS
en France pendant la periode des plans quinquennaux de Stalin //
Cahiers du Monde Russe. Janvier-mars 2000, 41/1; она же. На боль-
шой дороге с Рембрандтами // Родина. 2006. № 9. С. 95-105;
она же. Антиквариат. Об экспорте художественных ценностей в
годы первой пятилетки // Экономическая история. Ежегодник.
2002. М., 2003; На Западе работает группа хранителей библио-
течных коллекций и историков, которая специально занимается
изучением экспорта книг из российских библиотек и частных
коллекций при Сталине.


269 Постановление Валютной комиссии СНК Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница от 15 августа 1932 г.
«О сокращении отпуска золота для внутреннего потребления»,
включая пополнение резерва и нужды предприятий (ГАРФ.
Ф. 5446. Оп. 13а. Д. 872. Л. 1). Политбюро предпочитало депони-
ровать драгоценности из алмазного фонда как гарантию по кре-
дитам, чем использовать для этой цели золото (РГАСПИ. Ф. 17.
Оп. 162. Д. 14. Л. 143). Для предотварщения краж золота аффи-
нажные заводы охранялись ОГПУ. Несмотря на запреты и огра-
ничения, было много нерациональных с точки зрения индустри-
ализации, валютных трат. Например, Валютная комиссия СНК
СССР 20 марта 1935 г. выдала Наркомторгу 45 кг серебра и
10 кг золота для изготовления столовых приборов на 24 персоны
для представительских нужд Амторга в Нью-Йорке, что вызвало
протест Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница Наркомфина (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 16а. Д. 1168. Л. 1).
Или валютные траты на покупку за границей пленки для произ-
водства первого советского (на иностранной пленке!) цветного
фильма «Соловей-Соловушко». Политбюро заказало этот
фильм Межрабпомфильму и установило дату выпуска (1 мая
1934 г.), но вышел ли «Соловушко»? (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 15а.
Д. 844. Л. 87). В числе нерациональных валютных расходов
были «закупка медикаментов для Москвы», то есть для Кремля
(РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 15. Л. 115), и выдача валюты на ле-
чение государственных деятелей за границей. Так, в 1934 г.
вице-президенту АН СССР академику Комарову с женой было
выделено 1,5 тыс. руб. золотом на поездку за границу на лечение
сроком на 2,5 месяца (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 15а. Д Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница. 847. Л. 50).



270 См. распоряжение о прекращении приема золотых и серебря-
ных предметов церковной утвари (РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 132.
Л. 92).

271 Из контор Торгсина поступали рапорты, в которых управляю-
щие писали о том, что порой нецелесообразно превращать сдава-
емые населением золотые предметы в лом. Стоимость их как це-
лых вещей была выше стоимости лома. Так, в одном письме
сообщалось: «4-5 золотников золотых часов оценивается в
12-15 руб., а сами часы могут быть проданы за 100-150 руб. зо-
лотом». Более того, люди приносили в Торгсин и уникальные
изделия, имевшие историческую и художественную ценность. В
1933 г. Правление Торгсина требовало, чтобы приемщики сохра-
няли особо ценные антикварные предметы для продажи их
иностранцам за валюту Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница. (Об этом см. главу "Yours Faithfully
Torgsin"). Однако в конечном счете все зависело от того, мог ли
приемщик оценить уникальность вещи и хотел ли он брать на
себя заботы по оформлению документов. С уверенностью можно


сказать, что на переплавку из Торгсина ушли многие ценные предметы (РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 51. Л. 29; Д. 20. Л. 60).

272 Приемка и оценка драгоценных металлов: Руководство для ску-
почных пунктов Торгсина. М., 1933. Благодарю своего однокурс-
ника - историка и археолога Андрея Сазанова, который нашел
эту брошюру в Российской государственной библиотеке и сде-
лал для меня копию.

273 О переплавке монет см.: РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 132. Л. 54.

274 Ювелирное объединение Наркомторга находилось на самообес-
печении. Для Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница получения сырья оно скупало драгоценные метал-
лы у населения. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 16а. Д. 1170. Л. 4.

275 речь Идет об украшениях, золотой домашней утвари и предметах
обихода - таких ценных золотых безделицах, как часы, табакер-
ки, портсигары, шкатулочки и коробочки, которые являлись од-
ной из составляющих материального достатка высшего и сред-
него классов старой России и в определенной степени мерилом
их богатства.

276 Единого и всеми признанного понимания среднего класса нет.
Исследователи определяют его уровнем доходов, образования и
жизни, типом социального поведения и жизненных стратегий и
даже самооценкой, то есть субъективным ощущением своего ста-
туса самим человеком. Однако все исследователи среднего клас-
са пишут Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница о материально-имущественном положении как одной
из важнейших определяющих его статуса.

277 Вопросы о том, удалось ли создать советский средний класс и
есть ли средний класс в современной России, остаются откры-
тыми. Исследователи придерживаются разных точек зрения на
этот счет.

278 Чем больше был город и чем больше в нем было торгсиновских
магазинов, тем больше в нем было и скупочных пунктов. В
октябре 1933 г. в Ленинграде, например, работал 21 скупочный
пункт, в то время как в несравнимо более обширной Ленинград-
ской области их было только 58 (ЛОГАВ. Ф. 1154. Оп. 3. Д. 59.
Л. 261). Адреса скупочных пунктов города Ленинграда в 1934 г.
см.: ЛОГАВ. Ф. 1154. Оп. 10. Д. 16. Л. 43.

279 В крупных городах пункты по скупке драгоценных камней Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница отде-
лились от скупки драгоценных металлов. Летом 1933 г. скупоч-
ные пункты крупных городов стали подчиняться не руководству
магазинов, а своей собственной администрации, Центральному
скупочному пункту. В 1934 г., однако, сначала в наиболее круп-
ных городах, а с августа по всей стране скупочные пункты были
«приданы» магазинам и стали зависеть от их администрации.
Центральный скупочный пункт в структуре Торгсина был лик-


видирован (ЛОГАВ. Ф. 1154. Оп. 4. Д. 110. Л. 4. См. также Но­вую инструкцию по приему и отовариванию валютных ценностей. ЛОГАВ. Ф. 1154. Оп. 4. Д. 111. Л. 77-89).

280 По договору, который Правление Торгсина заключило с правле-
нием Внешторгбанка и Госбанка СССР, Госбанк обеспечивал
скупочные пункты приемщиками-оценщиками и нес Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница ответствен-
ность за их работу. Кроме того, по этому договору Госбанк от-
крывал приписные инвалютные кассы в магазинах Торгсина, где
также работали его сотрудники. Торгсин, в свою очередь, отве-
чал за предоставление помещений, канцелярского имущества,
инструментов, реактивов и прочего, а также нес охрану. По пра-
вилам, установленным в 1933 г., Госбанк сам должен был выво-
зить ценности со скупочного пункта не позднее следующего опе-
рационного дня.

281 Для испытания металла пробирер делал надрез напильником
или глубокую царапину шилом или иглой. На место пореза ка-
пал азотной кислотой. Если реакции не было, то предмет золо-
той, если появлялось потемневшее пятно - серебряный, а если
на Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница месте разреза кислота начинала кипеть и показывалась зе-
лень - медный. При покупке изделий, полых внутри, инструк-
ция рекомендовала, предупредив владельца, взламывать пред-
мет, так как в полости дутых изделий часто запаивались
недрагоценные металлы. Убедившись, что предмет золотой, про-
бирер затем с помощью реактивов устанавливал пробу, то есть
содержание чистого золота в металле. Советские оценщики по-
льзовались новой системой проб. В «старое время» считалось,
что химически чистое золото содержит в весовой единице 96
частей чистого золота. По новому измерению было принято, что
химически чистое золото содержит в себе 1000 проб (частей)
чистого золота. 96-я проба старого измерения соответствовала,
таким образом, 1000-й пробе, 72-я проба Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница - 750-й, 56-я проба -
583-й, 36-я проба - 375-й пробе нового советского измерения.
См.: Приемка и оценка драгоценных металлов. С. 18 и расчетные
таблицы в приложении.

282 ЛОГАВ. Ф. 1154. Оп. 2. Д. 5. Л. 130.

283 В скупке шлихового золота, самородков и слитков Торгсин кон-
курировал с Главзолотом, который имел магазины в районах
приисков. В обмен на ценный металл частники-старатели поку-
пали там товары. Главзолото проверяло, не является ли золото
ворованным с государственных предприятий золотодобычи.
Есть основания полагать, что Торгсин побил золотоскупку Глав-
золота. Он предлагал больше товаров и, видимо, вначале по бо-
лее низким ценам. Кроме того, материалы свидетельствуют, что


Торгсин платил за золото больше. В письме из Свердловской области Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница (июнь 1934 г.), например, говорилось, что скупочные цены в Торгсине были в два раза выше цен Уралзолота: в ре­зультате «все пошло в Торгсин», увеличились хищения с приис­ков и спекуляция (см.: ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 15а. Д. 828. Л. 6). К тому же, оценщики Торгсина не были щепетильными: видимо, в Торгсин «утекло» немало золота с государственных приисков. Хотя золото, из Торгсина-ли или из золотоскупки Главзолота, шло государству, ведомственные интересы порой были важнее государственных. Главзолото пыталось заручиться поддержкой правительства в конкуренции с Торгсином. Постановление Сов­наркома СССР от 7 июля 1934 г., например, установило единые цены на товары, отпускаемые Торгсином и торгово-золотоску-почной сетью Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница Главзолота в обмен на шлиховое, рудно-шлиховое золото, самородки, а также неопробированные слитки (см.: РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 94. Л. 62).

Химически чистым золотом считалась тысячная проба по ново­му и 96-я проба по старому измерению. Цена других проб опре­делялась исходя из этой базовой цены по содержанию в изделии чистого золота. Для определения цены золота других проб нуж­но было разделить 1 руб. 29 коп. на 1000 и умножить на номер пробы, например 583. Инструкция - и это показатель уровня об­разованности приемщиков - специально объясняла, как нужно делить число на 1000. При расчете содержания чистого веса зо­лота вычитался угар с лигатурного (смешанного с другими ме­таллами Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница) веса: для 900-й пробы - 1%, по золоту ниже 900-й про­бы - 3% веса. См.: Приемка и оценка драгоценных металлов. С. 26-27 и расчетные таблицы.

Иностранная золотая монета без дефектов принималась по пари­тету по специальной таблице Госбанка. Дефектная и та, что в таблице отсутствовала, по весу. РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 8. Л. 48; ГАСО. Ф. 1425. On. 1. Д. 1. Л. 26 об.

Постановление Наркомата труда СССР от 27 августа 1932 г. «Об имущественной ответственности работников, выполняющих операции с золотом, иностранной валютой и другими ценностя­ми» требовало взимать с виновных в недостачах в 15-20-крат­ном размере стоимости ценностей. ЦГА РУз. Ф. 289. On. 1. Д. 200. Л. 42.

Речь идет об определении пробы золота Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница с помощью камней и игл. Для этого на специально изготовленный черный шлифован­ный камень оценщик натирал крепкими нажимами и как можно гуще испытываемое золото. Рядом специальными золотыми иг­лами разной пробы он натирал аналогичные полоски. Затем


сравнивал полоски и по сходству цвета определял пробу испы­тываемого золота. Этот метод был дорогим, а поэтому мало распространенным в Торгсине.

288 ЛОГАВ. Ф. 1154. Оп. 2. Д. 5. Л. 12.

289 В конце зимы - весной 1934 г. в разных городах СССР на ску-
почных пунктах Торгсина появилось значительное количество
крупных поддельных слитков золота низкой пробы. РГАЭ.
Ф. 4433. On. 1. Д. 132; ЦГАМО. Ф. 3819. On. 1. Д. 4. Л. 19.

290 По инструкции, прежде чем отказать, оценщик должен Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница был пред-
ложить сдатчику отправить слиток на экспертизу в ближайшее
пробирное отделение Госбанка.

291 ЦГАМО. Ф. 3819. On. 1. Д. 4. Л. 19.

292 В архиве сохранилась подборка жалоб на оценки золота проби-
рером Гальпериным, который работал в торгсине в Карасу
(Узбекистан). По мнению сдатчиков, он «ни черта не понимал»,
и его оценки расходились с оценками торгсина в Андижане. ЦГА
РУз. Ф. 289. On. 1. Д. 200. Л. 72-76.

293 Сердитые циркуляры, которые Правление Торгсина рассылало
своим конторам (например, см.: ЦГА РУз. Ф. 288. On. 1. Д. 30.
Л. 59-60; Д. 39. Л. 27), подтверждают тот факт, что распоряже-
ние правительства о сборе ценных отходов не соблюдалось.

294 В апреле 1932 г. в специальном письме «О золоте, распыляемом
при поломке», направленном всем Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница конторам Торгсина, Правле-
ние писало, что до последнего времени на распыление золота
при приемке не обращали внимание, «но в связи с развитием
операций Торгсина потери золота на распылении являются на-
столько значительными, что представляется целесообразным
приступить к использованию пыли и ветоши, скопляющихся на
столах приемщиков, для выделения из них золота». ЦГА РУз.
Ф. 89. Оп.1. Д. 16а. Л. 36.

295 РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 114. Л. 38. Материалы Торгсина свиде-
тельствуют, что пробиреры не считали излишки, которые обра-
зовывались в результате несовершенства приемки драгоценных
металлов, обманом населения, так как все шло государству. Бо-
лее того, бытовало мнение, что размер излишков не подлежал
ограничению. ЦГА РУз. Ф. 288. On. 1. Д. 40. Л. 258.

296 ЛОГАВ. Ф Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница. 1154. Оп. 2. Д. 5. Л. 126-127. Кроме того, там, где не
было контор Торгсина, золото и серебро на его счет скупали от-
деления Госбанка. О правилах скупки драгоценных металлов от-
делениями Госбанка «против товаров Торгсина» см. циркуляр
Госбанка, принятый в декабре 1932 г. (ГАСО. Ф. 1425. On. 1.
Д. 1. Л. 26-35).


297 Предприимчивые люди, особенно в районах старательства, объ-
езжали деревни, скупали золото, сдавали его от своего имени в
Торгсин, а потом перепродавали втридорога полученные деньги
Торгсина и его товары. По признанию Правления Торгсина, до-
ходы таких частников превышали обороты некоторых торговых
точек Торгсина. Вместо того чтобы запрещать инициативу, Торг-
син заключал с частными скупщиками договор. Те, чтобы защи Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница-
тить себя от репрессий, соглашались стать официальными аген-
тами по скупке и обязывались ежемесячно сдавать определен-
ную сумму ценностей. ОГПУ следило за деятельностью частных
скупщиков, но по договоренности с Торгсином старалось их не
трогать. РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 33. Л. 25; Д. 41. Л. 20.

298 ЛОГАВ. Ф. 1154. Оп. 2. Д. 5. Л. 12. В период развертывания зо-
лотоскупки жалобы директоров скупочных пунктов о невозмож-
ности «пропустить» всех желающих сдать золото были
распространенным явлением.

299 Летом 1933 г. двусменная работа была введена в 10 скупочных
пунктах г. Ленинграда. ЛОГАВ. Ф. 1154. Оп. 3. Д. 59. Л. 261.

300 мне не известно значение слова «собачка» в данном контексте:
может быть, это был намек на то, что человеку еще предстояло
побегать по Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница инстанциям, высунув язык, может быть, - указание
на то, что документ был охраной, защитой, подтверждавшей пра-
ва сдатчика, а может быть, это была оценка качества жизни
советских людей.

301 Приняв ценности, пробирер в трех экземплярах выписывал кви-
танцию. Для золота и серебра были разработаны отдельные об-
разцы квитанций. Один ее экземпляр оставался у пробирера, два
других поступали для проверки к контролеру по приемке цен-
ностей. Номер собачки оценщик проставлял на квитанции по
приемке ценностей.

302 В 1934 г., как свидетельствуют ленинградские материалы, дол-
жность контролера была упразднена, его функции выполнял
и без того загруженный работой оценщик-приемщик. ЛОГАВ.
Ф. 1154. Оп. 4. Д. ПО. Л. 4.

303 Данные квитанции контролер записывал в контрольную ведо-
мость Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница, по которой и определялось, сколько ценностей скупоч-
ный пункт принял в данный день. Записи в контрольной ведо-
мости в конце рабочего дня должны были сверяться с
приемо-сдаточными реестрами, которые ежедневно по итогам
дня составлял приемщик-оценщик отдельно по золоту и серебру
на основе оставшихся у него копий квитанций. Затем копии
приемо-сдаточного реестра, одна в мешке с драгоценностями,
другая на руках у инкассатора банка, отправлялись в Госбанк. В


скупочном пункте оставался один экземпляр реестра для отчет­ности и еще один экземпляр уходил в Правление Торгсина для статистического учета. Эта система, при которой учет скуплен­ных ценностей велся по линии двух ведомств Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница, Торгсина и Гос­банка, важен для определения достоверности статистики Тор­гсина. Образец приемо-сдаточного реестра и другие формы отчетности 1932 г. по приему ценностей см.: ГАСО. Ф. 1425. On. 1. Д. 1. Л. 33 об.

304 Видимо, потому, что по ним владельцы забирали (покупали)
товар.

305 Неиспользованные книжки образца 1933 г. поступили в Госбанк
в Москву. Специальная Тиражная комиссия проверила их и со-
жгла на электростанции. Может быть, поэтому в наши дни прак-
тически невозможно найти товарные книжки Торгсина образца
1933 г. Они могли сохраниться только в том случае, если оста-
лись неиспользованными у владельцев, но так как люди сдавали
за них ценности, то стремились потратить деньги Торгсина все
до копейки.

306 Минимальная Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница зарплата выплачивалась и в случае обслуживания
меньшего числа сдатчиков.

307 Те, кто работал в системе Торгсина, но не получал «золотой»
паек, должны были снабжаться пайками на общих с остальным
населением условиях через государственные распределители. В
голодной карточной системе первой половины 1930-х гг. полу-
чение «золотого» пайка считалось главной привилегией работ-
ников Торгсина. О пайках в Торгсине также см. главу
«Продавец всегда прав».

308 Наивысший паек в размере 12 золотых руб. полагался оценщи-
кам при обслуживании 4,2 тыс. сдатчиков. Контролеры для по-
лучения лучшего для них пайка стоимостью 10 руб. должны
были «обработать» 8,4 тыс. сдатчиков в месяц (до 350 человек в
день). При перевыполнении нормы оценщики и контролеры по-
лучали прибавку к зарплате Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница. Наименьший паек стоимостью 6 зо-
лотых руб. полагался оценщикам при обслуживании 2,4 тыс. и
меньше человек в месяц, а контролерам при обслуживании
275 сдатчиков в день. См.: Приемка и оценка драгоценных ме-
таллов. С. 47-49.

309 В некоторых случаях в глубинке скупочная цена определялась в
мешках муки. Так, специальная комиссия СТО, которая в 1933 г.
проверяла цены в Торгсине, в своей записке отмечала, что в
приисковых районах за килограмм шлихового золота в I—II квар-
талах 1932 г. Торгсин давал 3,3 т муки, в III квартале - 4,03 т, а в
IV - 9,2 т муки. Увеличение выдачи муки было связано не с из-


менением скупочной цены на золото, а с понижением цены на муку в Торгсине Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница. ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 15а. Д. 818. Л. 15.

310 Коммерческие государственные магазины существовали в СССР
в годы карточной системы 1931-1935 гг. В отличие от закрытых
распределителей, выдававших пайки, в коммерческих магазинах
покупка не была, за некоторыми исключениями, ограничена
нормами, но цены в несколько раз превышали пайковые.

311 Мировая цена золота представляет паритет (равенство) доллара
к золоту, по сути это курс доллара по отношению к золоту. В
этой главе скупочная цена Торгсина на золото сравнивается с
фиксированным паритетом, который устанавливался правитель-
ственными актами США. До начала 1934 г. по паритету трой-
ская унция золота (31, 1035 г) стоила 20,67 долл., а с начала
1934 г. - 35 долл. США. В 2000 г. среднегодовая цена золота
находилась на уровне 8,94 долл Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница./г или порядка 278 долларов
за тройскую унцию. Рекордным был 1980 г. - 19,8 долл./г
(616 долл. за унцию). Покупка золота оказалась отличным вло-
жением капитала. Беневольский Б. И. Золото России. Пробле-
мы использования и воспроизводства минерально-сырьевой
базы. М., 2002. С. 37-38.

312 Золотой рубль как условная расчетная единица был введен в
России в период денежной реформы в 1897 г. Его содержание
соответствовало 0,774235 г чистого золота. В качестве счетной
единицы в советское время золотой рубль стал использоваться в
1921-1922 гг. из-за того, что бумажные деньги быстро обесцени-
вались и вести статистические расчеты в них было практически
невозможно. С октября 1922 г. золотой рубль в СССР перестали
применять во внутренних расчетах, в связи с выпуском в обра-
щение Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница банкнот Госбанка в червонцах, но как условная единица
советской статистики международных валютных расчетов,
включая операции Торгсина, он сохранялся вплоть до 1936 г.

313 Официальный обменный курс бумажного и золотого рубля уста-
навливался финансовыми органами СССР. В разное время это
были Наркомфин, Госбанк, специальные котировальные комис-
сии. На «черном» рынке курс торгсиновского рубля по отноше-
нию к простому рублю был в несколько раз выше официально-
го. В период голода 1933 г. на «черном» рынке за один торгси-
новский рубль давали до 60 простых рублей.

314. О скупке этих видов ценнностей см. соответственно главы «Се­ребро» и «Бриллианты».

315 Этот вывод сделан на основании следующей информации. До 1934 г. тройская Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница унция (31,1035 г) золота стоила 20,67 долл. США, следовательно, грамм чистого золота стоил порядка


66,5 центов. Официальный курс доллара в СССР до середины 1930-х гг. составлял 1 руб. 94 коп. Многие документы Торгсина подтверждают, что его руководство считало цену 1 руб. 29 коп. рублевым эквивалентом мировой цены на золото. 30 января 1934 г. президент США Рузвельт ратифицировал Зо­лотой резервный акт, которым устанавливался фиксированный паритет доллара к золоту. Он составил 35 долларов за тройскую унцию.

При цене на золото 35 долл. США за тройскую унцию (31,1035 г) грамм химически чистого золота стоил 1,125 долл. При офици­альном обменном курсе 1 руб. 94 коп. за доллар США цена грам­ма золота в рублях составит порядка 2 руб. 18 коп. В Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница Торгсине были и другие способы получения золотого «припе­ка»: неточности в определении чистоты и веса, скидки на угар. За I квартал 1934 г. подобный «припек» составил 4% от суммы скупки, или в физическом выражении 213 тыс. руб. при скупке золота на 5344 тыс. руб. РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 132. Л. 155. Серьезных подсчетов покупательной способности рубля в 1930-х гг. относительно доллара никто не вел, да и вести такие подсчеты чрезвычайно трудно. Цены в период карточной систе­мы первой половины 1930-х гг. зависели от вида торговли. В распределителях номенклатуры или в государственных распре­делителях для рабочих, где цены на пайки были низкими, поку­пательная способность Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница рубля была высокой и могла соответ­ствовать официальному обменному курсу. На крестьянском и «черном» рынках, ввиду астрономических цен, покупательная способность рубля была ничтожной. Другая сложность расчетов покупательной способности рубля состоит в том, что цены свободного рынка, крестьянского и черного, существенно колебались по регионам страны.

В декабре 1932 г. американский журнал «Тайм» писал, что в Рос­сии на «черном» рынке рубль продают за 3-20 центов (Silver for shoes // Time. 1932. December 26.). К 1935 г. мало что измени­лось. «Тайм» в рубрике иностранных новостей сообщал, что длительно проживавшие в СССР иностранцы привыкли поку­пать рубли на «черном» рынке за 4 цента и даже меньше Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница того (Paradise Money // Time. 1935. November 25). Американский ту­рист, побывавший в России осенью 1931 г., конфиденциально сообщал в консульство США в Риге: «Говорят, что рубли можно купить в Берлине за 6 центов и даже дешевле, но опасно ста­раться ввозить их сюда. Как я понял, банки и частные дилеры в Берлине и Варшаве не заплатят больше 3 центов за рубль, кото­рый здесь стоит (по официальному курсу. - Е.О.) 50 центов!»


(NARA. RG 84. Correspondence. American consulate. Riga, vol. 3, file 800-B. A copy of a series of impressions noted by an American citizen during his very recent visit (September-October, 1931) to Russia. P. 2-3).

321 Об этом см. главу «Портрет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница покупателя в интерьере».

322 Данные финального отчета Торгсина, подготовленного в феврале
1936 г. (РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 133. Л. 141-143). Для нас в дан-
ном случае не важно, были ли цены Торгсина выше или ниже
цен других видов внутренней советской торговли - пайковых,
коммерческих магазинов или вольного рынка, так как в них не
было, в отличие от цен Торгсина, «валютной составляющей»:
люди не жертвовали ценностями для покупки товаров, а госу-
даство не получало от этой торговли валютного эффекта. По
этой же причине сравнивать цены Торгсина и цены внутренней
торговли можно только условно.

323 Подробно о политике цен в Торгсине и значительном превыше-
нии цен Торгсина над советскими экспортными ценами см Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница. гла-
вы «Цены» и «Тайны Торгсина».

324 РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 175. Л. 130.

325 Об импорте Торгсина см. главу «Маслины для голодных».

326 Подробно об ассортименте товаров в Торгсине см. «Хлеб и
плимсоли».

327 Зимой 1932 г. встал вопрос о передаче Торгсину скупочных
пунктов золотоплатиновой промышленности, которая не выдер-
живала конкуренции с торгсиновской скупкой. В течение зимы
Торгсин принимал пункты, аппарат и валютный план от Глав-
метцветзолота и Востокзолота, которые вели скупку в районых
золотодобычи. О передаче скупочной сети золотоплатиновой
промышленности Торгсину просил Наркомат тяжелой промыш-
ленности. Таким образом, начальное правило о недопущении
Торгсина в приисковые районы, вотчину Цветметзолота, на не-
которое время было нарушено. Ювелирная контора Мосторга Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница,
которая в 1932 г. скупала золото у населения для Торгсина, со
всем инвентарем, аппаратом и помещениями также была переда-
на Торгсину. В структуре Торгсина она была преобразована в
Управление по скупке и инструктажу по драгоценным метал-
лам. РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 13. Л. 2; Д. 30. Л. 119.

328 в0Х) например, данные по Ленинградской конторе. Скупка быто-
вого золота началась в конце декабря 1931 г. В январе 1932 г.
контора скупила золота на 61 тыс. руб., в феврале - на 147 тыс.,
в марте - на 173 тыс., в апреле - на 207 тыс. руб. Директивный
план скупки золота на апрель был выполнен на 244%! ЛОГАВ.
Ф. 1154. Оп. 2. Д. 19. Л. 34, 55.


329 РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 92. Л. 171.

330 См. записку Правления Торгсина в Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница ЦК о функциях и аппарате
Всесоюзного объединения «Торгсин», составленную в октябре
1932 г.: РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 7. Л. 7.

331 РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 92. Л. 171.

332 Там же. Д. 132. Л. 123.

333 о том, что золото царского чекана в значительной степени по-
ступало из «глубинных пунктов» от крестьян, говорится в
«Объяснительной записке к плану привлечения ценностей на
1935 год» (РГАЭ. Ф. 4433. On. 1. Д. 140. Л. 76) и в «Анализе ка-
налов притока валюты в Торгсин», подготовленном в феврале
1934 г. неким И. Орбеловым (там же. Д. 132. Л. 121), а также в
докладе заместителя председателя Правления Торгсина Азовско-
го на областном совещании директоров универмагов Западной
области в июне 1933 г. (ГАСО. Ф. 1425. on. 1. Д. 21. Л. 7). Мате-
риалы Торгсина Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница по Средней Азии позволяют сказать, что струк-
тура золотых и серебряных поступлений была не только отраже-
нием социального, но в определенной мере и национального
деления: из скупочного пункта в Караколе (Киргизия) в 1934 г.
сообщали, что бытовое золото поступало, главным образом, от
«европейского населения», чекан - от спекулянтов, которые ак-
тивно скупали его по району, а бытовое серебро сдавали в основ-
ном киргизы-кочевники. ЦГА РУз. Ф. 288. On. 1. Д. 40. Л. 335.

334 Несмотря на то что Северо-Западная контора охватывала об-
ширные негородские территории Псковской, Новгородской, Ле-
нинградской, Мурманской областей, а также Карелии, она так и
осталась в истории Торгсина преимущественно городской Ле-
нинградской Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница. Доля города Ленинграда в поступлении золота по
этой конторе колебалась во все годы ее существования на уровне
90%. Значение Ленинграда отражено и в названии конторы. Она
возникла как Ленинградская, затем, в период развития област-
ной сети Торгсина, в 1932 г. кратковременно называлась Севе-
ро-Западной, но вскоре вновь вернулась к прежнему названию,
так как город Ленинград доминировал. Западная же контора,
возникшая, как Смоленская городская, сформировалась практи-
чески исключительно в результате охвата Торгсином в 1933 г.
сельских местностей Западной области. Историю развития этих
контор см. в приложении.

Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав


documentaitffhh.html
documentaitfmrp.html
documentaitfubx.html
documentaitgbmf.html
documentaitgiwn.html
Документ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 33 страница